Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Память и боль белорусской земли

 

КАРАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ В МСТИСЛАВСКОМ РАЙОНЕ

 

  1. Сожжение деревень в Мстиславском районе.

         За период немецкой оккупации в Мстиславском районе сожжено полностью или частично 85 деревень. Согласно показаниям допрошенных свидетелей и сведений Книги памяти большинство жилых домов деревень поджигались при отступлении немецких захватчиков в августе-сентябре 1943 года.

         Согласно сведениям Кричевского архива (Дело №211. Сведения об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками на 25.01.1944) за время войны сожжено и разрушено 3 559 домов.

                   

  1. Угон в немецкое рабство.

За период немецкой оккупации из Мстиславского района угнано в немецкое рабство 866 человек (357 мужчин и 509 женщин). Нормативных документов не имеется.

Источник: Материалы о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками над мирными гражданами Мстиславского района Могилевской области, ноябрь 1944 г., на 96 листах. Государственный архив Р.Ф., № Фонда Р-7021, № Описи 88, № Дела 45.

 

  1. Истязания и убийства людей в тюрьме немецкого гестапо.

Согласно полученным в ходе расследования уголовного дела сведениям, в здании нынешнего  исправительного учреждения открытого типа №47 УДИН Республики Беларусь по Могилевской области МВД Республики Беларусь, расположенного в г.Мстиславле по ул. Калинина, д.31, располагалась германская тайная полиция (гестапо), в состав которой входили:

- ШЭФ-ЛЕКАРЬ – капитан - начальник (СД) гестапо (германской тайной полиции);

- ФРАНЦ – следователь (СД) гестапо (германской тайной полиции);

- КЛЯИН – следователь (СД) гестапо (германской тайной полиции).

Источник: Материалы о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками над мирными гражданами Мстиславского района Могилевской области, ноябрь 1944 г., на 96 листах. Государственный архив Р.Ф., № Фонда Р-7021, № Описи 88, № Дела 45.

01.12.2021 проведен осмотр места происшествия по данному адресу.

В ходе допроса потерпевшей по делу гр-ки Морозовой Л.Я., проведенного 17.08.2021 по уголовному делу, последняя пояснила, что во время немецкой оккупации в здании, где в настоящее время находится ИУОТ №47, в камерах на первом этаже и подвале пытали и убивали мирных жителей, в том числе содержали ее отца, после чего она его не видела. После отступления немцев она пришла в подвал здания с подругами и увидела около 16 изуродованных тел убитых жителей.

На страницах книги с 214 по 215 содержится сведения об убийствах людей в камерах гестапо, перед этим их пытали и мучали.

«Нельга забыць.Ішоў 1943 год. Пасля разгрому гітлераўцаў пад Сталінградам і на Курскай дузе савецкія войскі актыўна цяснілі ворага на захад. Набліжалася вызваленне Беларусі. I яшчэ больш лютавалі акупанты, помсцячы савецкім людзям за свае ваенныя паражэнні. Так было і ў Мсціславе. Незадоўга да адступлення з горада гітлераўцы падчас масавых аблаў арыштавалі многіх людзей, 18з іх пазверску закатавалі ў падвале дома на рагу вуліцы Калініна і Пралетарскай, дзе былі абсталяваны камеры гестапа. Сярод іх Барыс Пятровіч Качнеў, Ціхан Фёдаравіч Сакалоўскі, Аляксандр Трафімавіч Ісачкоў, Максім Пятровіч Кароткін, Ягор Кузьміч Уласенка, Віктар Усцінавіч Канабраткін, камандзір Чырвонай Арміі Мікалай Андрэенка, ваеннапалонны Мікалай Паўлавіч Лобашаў, Ігнат Раманавіч Сакалоўскі. ...У гестапа забівалі толькі па пятніцах. Каты дзейнічалі па рэгламенту. Выколвалі вочы чалавеку ва ўсе дні тыдня, апрача пятніцы. Ва ўсе дні тыдня ламалі людзям пальцы рук і ног, збівалі іх драцяным арапнікам і вырэзвалі зоркі на спіне і грудзях. У пятніцу забівалі стрэлам у рот ці ў патыліцу, ударам сякеры па галаве.У весь Мсціслаў ведаў аб гэтым. 3 жахам лічылі маці і жонкі вязняў дні тыдня. А па пятніцах каля абнесенага высокім плотам будынка збіраўся натоўп жанчын. Дарэмна паліцэйскія спрабавалі іх разганяць. Яны прыпа-далі тварамі да шчылін у плоце, угля-даліся, шукалі... Ці не з'явіцца іх родны на турэмным двары? (автор У. Л. Гасянкоў)».

    

  1. Расстрел еврейского населения в д. Шамово. (500 человек, истреблено практически все еврейское население, кроме тех кто успел выехать)

В феврале 1942 года около 500 евреев были расстреляны на окраине деревни. Среди захороненных в братской могиле из 500 человек известно 216 имен жертв войны еврейской национальности.

Согласно нижеприведенным сведениям, руководил карательной операцией капитан Шрадер.

Согласно Архивным данным, ШРАДЕР – капитан – комендант  г.Мстиславля.

Фото. Памятный знак на массовом захоронении лиц еврейской национальности в д.Шамово Мстиславского района.

Доказательства:

На странице 200 книги «Памяць: Мсцiсл. р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоу Беларусі» (осмотрена 09.02.2022) содержится информация следующего содержания: «Гэта было ў Шамаве. 1 февраля 1942 г. комендант Мстиславля капитан Шрадер объявил поли­цейским, что все евреи, проживающие в Шамове, должны быть уничтожены. Обреченных согнали на площадь пе­ред церковью. Их было около 500 человек: старики, старухи, женщины с детьми. Несколько девушек пыта­лись убежать, но полицейские их заст­релили. На кладбище отводили по десять человек. Там расстреливали. Среди обреченных были две сестры Симкины. Младшую, Раису, студентку Ленин­градского пединститута, убили одной из первых. Старшая, Фаня, — учитель­ница, оставшаяся в живых, рассказы­вает:— Это было под вечер 1 февраля. Мы с сестрой поцеловались, прости­лись — мы знали, что идем на смерть. У меня был сын, Валерий, ему было 9 месяцев. Я его хотела оставить дома, авось кто-нибудь возьмет и вырастит, но сестра сказала: «Не нужно. Все равно он погибнет. Пусть хоть с тобой умрет». Я его завернула в одеяло. Ему было тепло. Сестру повезли первой. Мы слышали крики, выстрелы. Затем все стихло. Во второй партии повели нас. Привели на кладбище. Детей по­дымали за волосы или за воротник, как котят, и стреляли в голову. Все кладбище кричало. У меня вырвали из рук моего мальчика. Он выкатился на снег. Ему было холодно и больно, он кричал. Затем я упала от удара. На­чали стрелять. Я слышала стоны, прок­лятия, выстрелы, и я поняла, что они били каждый труп, проверяли, кто еще жив. Меня два раза очень крепко ударили, я молчала. Начали снимать вещи с убитых. На мне была плохонь­кая юбка, они ее сорвали. Шрадер подозвал полицейского, что-то сказал. Все ушли. Я потянулась к Валерику. Он был совсем холодный. Я поцеловала его, попрощалась. Некоторые еще стонали, хрипели, но что я могла сде­лать? Я пошла. Я думала, что меня убьют. Зачем мне жить? Я одна. Прав­да, у меня муж на фронте. Но кто знает, жив ли он... Я шла всю ночь. Отморозила руки. У меня нет пальцев, но я дошла до партизан». Утром капитан Шрадер снова пос­лал полицейских на кладбище добить раненых. Два дня спустя в полицейское управление пришли четыре старых еврея. Они пробовали уйти от смерти, но не нашли пристанища. Шмуйло, 70 лет от роду, сказал: «Можете нас убить». Стариков отвели в сарай, их били железной палкой, а когда они лишались сознания, оттирали снегом. Потом к правой ноге каждого привязали верев­ку, перебросили через балку. По ко­манде полицейские поднимали стари­ков на два метра над землей и сбрасы­вали вниз. Наконец стариков застре­лили» (Друкуецца па кн.: Гроссман В., ЭрснбургИ. Черная книга. Иерусалим, 1992.).

“Марозным лютаўскім днём 1942 г. фашысцкія карнікі ўчынілі расправу над яўрэямі вёскі Шамава. Яны сагналі каля 500 чалавек у некалькі хат, паставілі ля іх ахову з паліцаяў, а ноччу пакутнікаў невялікімі групамі выводзілі і на ўсходняй ускраіне вёскі расстрэльвалі. Многіх кідалі ў яму жывымі, а потым дабівалі з аўтаматаў. Некаторыя былі толькі паранены і сканалі ў масе трупаў. Цудам удалося выжыць настаўніцы Сімкінай Фаіне Маркаўне. Кулі абмінулі жанчыну, і калі карнікі скончылі сваю работу і зніклі, яна, абмарожаная, выбралася з пякельнага могільніку і падалася ў лес да партызан. Знішчэнне савецкіх людзей доўжылася на працягу ўсяго перыяду акупацыі горада і раёна” (автор У.Л. Гасянкоу). Источник: на странице 199 книги «Памяць: Мсцiсл. р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоу Беларусі» (осмотрена 09.02.2022).

  1. Расстрел мирного населения вблизи д. Печковка (500 человек)

Источник: Материалы о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками над мирными гражданами Мстиславского района Могилевской области, ноябрь 1944 г., на 96 листах. Государственный архив Р.Ф., № Фонда Р-7021, № Описи 88, № Дела 45.

 Согласно Акту №80 от 30.11.1944 Мстиславская городская комиссия содействия в работе Чрезвычайной государственной комиссии по по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистких оккупантов установила, что:

 “Массовый расстрел мирных советских граждан производился северо-западнее г. Мстиславля, в 2-х км. от города (показания Шархутиной, Павлинской и Дегтеревой). 1-го ноября 1943 г. была произведена раскопка пяти могил находящихся на территории Яновского сельсовета Мстиславског орайона, северо-западнее г. Мстиславля, на расстоянии 2-х км. от города, в которых обнаружено 143 трупа советских мирных граждан, зверски замученных и расстрелянных немецко-фашисткими извергами, в период с мая по сентябрь месяц 1943 года. Все трупы беспорядочно свалены в общую могилу и раздеты до гола”.

Непосредственными виновниками всех злодеяний комиссия считает: 

  1. ШРАДЭР - Комендант г. Мстиславля;
  2. ШЭФ-ЛЕКАРЬ - начальник (СД) гестапо (германской тайной полиции);
  3. БРОУЭР – начальник фельджандармерии;
  4. ГАВДЭ – начальник полицейской тридцатки;
  5. ФРАНЦ – следователь (СД) гестапо (германской тайной полиции);
  6. КЛЯИН – следователь (СД) гестапо (германской тайной полиции).

“У Янаўскім Яры каля вёскі Пячкоўка расстраляна і закатавана фа­шыстамі болыш за пяцьсот савецкіх грамадзян. Сярод іх ваеннапалонныя і мірнае насельніцтва, людзі розных прафесій і нацыянальнасцей, чые прозвішчы ўстанавіць, на жаль, не ўдалося. Тут загінулі члены Мсціслаўскай, Пустынскай, Ходасаўскай, Курманаўскай патрыятычных падпольных груп. Сярод іх сестры Таня і Насця Марчанкі, Вера Карабкова, Рыгор Паваротны, Мікалай Быкаў, ваеннапалонны лейтэнант Саша Погнерыбка, сакратар сельсавета Іван Ісачанка з жонкай.”Источник: на странице 199 книги «Памяць: Мсцiсл. р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоу Беларусі» (осмотрена 09.02.2022)

На страницах книги с 200 по 201 содержится информация следующего содержания: «3 успамінаў Вольгі Ніканаўны Марціноўскай, жыхаркі вёскі Пячкоўка. Мы жылі непадалёк ад яру. Памятаю, як у 1942 г. пачалі прывозіць за вёску людзей. Назад машыны вярталіся парожнія. Пасля першага разу, калі ўсё сціхла, мая дачка з сяброўкай прабраліся паглядзець, што адбывалася за ваколіцай. Вярнуліся ў жаху: сценкі ямы ў крыві, на дне забітыя. Болып на тое месца не хадзілі. Але часта чулі стрэлы і крыкі ахвяр. Аб тым, каго расстрэльвалі, ведалі з размоў. Аднойчы бачыла, як адзін з нямецкіх халуёў вёз на фурманцы мёртвага ўрача Філіяна. Яго мы ведалі, бо ён уратаваў ад смерці нашага пляменніка. I наогул Філіян быў добры чалавек, шмат дапамагаў мірнаму насельніцтву”

На месте массового убийства населения вблизи д. Печковка установлен памятник.

 

  1. Убийство еврейского населения в д. Большая Лещенка в начале октября 1941 года. (более 30 человек)

Согласно Акту от 4 октября 1943 г. «О массовом истреблении граждан г. Мстиславля Могилёвской области БССР немецко-фашистскими оккупантами» (источник: Центральный архив Министерства обороны РФ, фонд 49-й армии, опись 9733, дело 120, лист 47):

«В первые дни оккупации горо­да немцы начали массовые грабежи, издевательства, убийст­ва. Всё еврейское население было согнано в один район, ежедневно выгонялось на работы. В начале октября 1941 года все евреи по приказу начальника карательного отряда были согнаны на рыночную площадь. Мужчины были отделены от женщин. Сначала отобрали 30 стариков. Отвезли их на маши­не в Лещинский ров и там расстреляли. Из еврейских женщин гитлеровцы отобрали молодых, загнали их в раймаг, там раз­дели догола, изнасиловали, истязали, после этого расстреля­ли. Остальных отпустили по домам.»

Также на странице 199 книги «Памяць: Мсцiсл. р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоу Беларусі» (осмотрена 09.02.2022) имеются следующие сведения: “Асабліва жорстка абыходзіліся захопнікі з яўрэйскім насельніцтвам, для якога адразу быў уведзены знак адрознення — шасцікутная жоўтая зорка на спіне. Некаторыя яўрэі адмаўляліся насіць нашыўку. 3 імі распраўляліся ў першую чаргу. Летнім ранкам, напрыклад, сабралі групу мужчын нібыта на работу, а на справе вывезлі ў Пасялякін роў каля вёскі Вялікая Лешчанка і расстралялі.А назаўтра нечуваны плач паплыў над наваколлем: сюды прыйшлі жонкі і маці расстраляных” (автор У.Л. Гасянкоу).

         Кроме того, в ходе расследования уголовного дела установлен участок местности за кладбищем в д. Большая Лещанка (координаты 53.98941, 31.790024), где со слов допрошенной Поздняковой Т.К. в августе 1941 года немецкими солдатами были расстреляны и захоронены около 15 человек еврейской национальности. Со слов допрошенного Кандыбы П.Л. в указанном месте летом 1941 года были расстреляны и захоронены около 15 человек еврейской национальности.

 

  1. Убийство еврейского населения в г. Мстиславле 15.10.1941 (1300 человек, истреблено практически все еврейское население, кроме тех кто успел выехать)

Согласно Акту от 4 октября 1943 г. «О массовом истреблении граждан г. Мстиславля Могилёвской области БССР немецко-фашистскими оккупантами» (источник: Центральный архив Министерства обороны РФ, фонд 49-й армии, опись 9733, дело 120, лист 47):

«Но 15 октября всех оставшихся евреев собрали во дворе педучилища. Им зачитали приговор. После этого вывели на улицу, построили по 10 человек в ряд и погнали к Кагальному рву, где ночью местным населением по приказу немцев были вырыты ямы. Сначала отобрали 50 мужчин. Им приказали уг­лубить ямы, а затем расстреляли. После этого подводили к ямам по 10 человек евреев и расстреливали. Сначала убили всех мужчин, потом женщин со взрослыми детьми. Маленьких детей бросали в ямы живыми. Многих оглушали ударами по голове. Расстрел продолжался от 11 до 15 часов 15 октября 1941 года. Когда расстрел закончился, палачи начали делить одежду своих жертв. Под нею обнаружили двух женщин- евреек, которых тут же расстреляли. Младенца одной из них подняли на штык и сбросили в яму. Всего в этот день было убито 1300 евреев - взрослых и детей.

Прямыми виновниками всего этого были комендант Мстиславля майор Крупп, капитан Шрадер, лейтенанты жандар­мерии Гауд, Бауэр, начальники карательных отрядов фельдфебели Краузе и Эйхенбах, начальник гестапо Вильде, начальник полиции Курашов, начальник района Янов, поли­цейские Шубейковский, Тихоновский, Власов, Новигонок. Зимницкий».

Яўгенія Ігнатаўна Філімонава прыгадвае:«...Каля 9 гадзін раніцы 15 кастрычніка 1941 г. я ўбачыла ў раўчуку многа людзей: старых, жанчын, дзя­цей. Вакол ірва стаялі з аўтаматамі фашысты. Праз некалькі хвілін пачаўся расстрэл. Дзяцей, якіх трымалі маці на руках, фашысты адымалі і дзеля пацехі падкідвалі ўгору і расстрэльвалі...I гэта працягвалася доўгія месяцы: людзей прыганялі да ям, распраналі і стралялі». «... Пасля чарговага расстрэлу мірнага насельніцтва я падышоў да магілы, яна ўся калыхалася доўгі час»,— успамінае Іван Сцяпанаў. (автор У.Л. Гасянкоу).Источник: на странице 199 книги «Памяць: Мсцiсл. р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоу Беларусі» (осмотрена 09.02.2022)

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы сайта