Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

2 класс

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА.

Занятие для родителей учащихся II классов(IIIчетверть (февраль)).

 

 

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в формировании психологически здоровой личности ребенка.

Задачи:

-     расширить знания родителей о типах семейных отношений, эмоциональной сфере личности;

-     ознакомить родителей со способами оказания ребенку поддержки;

-     включить родителей в активное участие во встрече, мотивировать на использование отработанных навыков в реальной жизни.

Целевая аудитория: родители учащихсяII класса.

Форма проведения занятия: практико-ориентированное занятие.

Оборудование: мультимедийный проектор/интерактивная доска.

Необходимые материалы: бланк «Колесо эмоций», бланк «Качества и эмоции при различных типах семейных отношений», фразы для работы в парах,информационный материал «Родителям: о здоровье, интересе, пользе и важности».

Предварительная методическая подготовка: необходимо перед занятием подготовить бланки на каждого участника, продумать ход занятия таким образом, чтобы можно было его варьировать либо сократить в случае необходимости.

Содержание занятия:

  1. Приветствие.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивирование.

- Рада видеть на нашей встрече заинтересованных родителей, готовых расширять свои знания об способах укрепления доброжелательных взаимоотношений с детьми. Мы будем сегодня с вами делиться опытом, обсуждать волнующие нас темы, развивать свои навыки.

Слайд 1

  1. Актуализация темы.

Введение в тему, целеполагание.

- Вашему вниманию представлены факты о семейном воспитании. Давайте с ними ознакомимся.

  • Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
  • Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
  • Острый недостаток ласки в семье является причиной повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества у детей.
  • У детей, лишенных внимания родителей, проявляется неуверенность, низкая самооценка и низкий уровень саморегуляции.

Слайд 2

- Сегодня мы с вами поговорим о влиянии семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Слайд 3

Л.Б. Шнейдер, известный специалист в области практической и прикладной психологии,пишет: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия».Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей. И мы сегодня с вами будем обращаться к двум основным понятиям: семья и эмоции.

Слайд 4

 

  1. Мозговой штурм «Семья».

Актуализация представлений о семье.

- Если обратиться к определению, то семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

- А что для вас семья? Семья – это… (Родителям предлагается высказать свои ассоциации, продолжив фразу).

Слайд 5

 

  1. Мини-лекция «Эмоции».

Расширение представлений об эмоциях.

- Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога и т.д. Вы можете видеть весь спектр в ваших памятках (бланк «Колесо эмоций» Роберта Плутчика – Приложение 1).Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.

Слайд 6

Эмоции – это внутреннее переживание человеком своего отношения к какому-то объекту или событию.

Слайд 7

К эмоциональным состояниям человека относят:

Настроение – устойчивое и не ярко выраженное эмоциональное состояние человека.

Аффект –бурное и кратковременное протекание эмоции.

Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека.

Чувство – отношение человека к какому-то объекту или событию, являющемуся для него личностно значимым, представляющим для него ценность.

Слайд 8

Стресс – психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для здоровья человека.

Слайд 9

Делить эмоции на положительные и отрицательные – не совсем правильно с точки зрения психологии. Все чаще мы говорим об эмоциях, которые помогают нам адаптироваться в социуме или которые мешают адаптации, делают нас уязвимыми; которые нас устраивают, являются желательными, приятными, их мы хотим продлить. Есть те, которые неприятны, от них мы желаем избавиться.

Слайд 10

 

  1. Упражнение «Ранжирование».

Расширение представлений о родительских функциях, фокусировка на значимости семьи.

- Как вы думаете, от чего в большей степени зависит эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста?

Родителям предлагается ранжировать по степени значимостиразличные факторы (групповое обсуждение):

  • Психологический климат семьи.
  • Самооценка ребенка.
  • Успешность в учебной деятельности.
  • Успешность социальных контактов (учитель, взрослые, дети)
  • Взаимоотношения со сверстниками.

Слайд 11,12

- Давайте посмотрим на функцииродителей для сохранения положительного эмоционального статуса ребенка (с ориентацией на пирамиду Маслоу).

- Как вы думаете, какая из перечисленных функций первична? (выстраивание пирамиды)

Удовлетворение естественных потребностей → обеспечение безопасности → принятие и любовь → создание оптимальных условий для развития, удовлетворения интересов и потребностей → обеспечение адаптации в социуме, самореализации.

Слайд 13

 

  1. Работа с материалом «Типы семейных отношений»

Информирование о типах семейных отношений, расширение представлений о характеристиках отношений.

- Семья – это всегда система, частью которой является ребенок. На основе общения, взаимодействия в семье строятся семейные отношения. Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Центральное место в них всегда занимают дети.

- Некоторые исследователи (А.В. Петровский, Э. Маккоби и Д. Мартин) выделяют 4 типа взаимоотношений в семье: сотрудничество, опека, диктат, невмешательство. Предлагаю вашему вниманию краткие характеристики, а вы постарайтесь соотнести их с названиями.

  • Сотрудничество в семье: семейные отношения построены на доверии, равноправии, уважении интересов как взрослых, тки и детей; идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.
  • Авторитарная семья: очень четко выделяется авторитет, который часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы; авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка.
  • Опекающая семья: в семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей; в ребенка стараются вложить все материальные и моральные ценности; ребенок несамостоятелен в семье.
  • Безразличная семья: в семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей; пассивное отношение к детям; у ребенка практически безграничная свобода.

Слайд 14

 

  1. Практическое задание «Типы семейных отношений: качества и эмоции».

Расширение эмоционального репертуара через осознание характеристик типов семейных отношений.

- Почему сейчас важно говорить о типах семейных отношений? Так как еще можно что-то преодолеть, исправить, еще очень сильна привязанность ребенка к родителю.

Родителям предлагается в групповом обсуждении дополнить представленную таблицу (бланк 2 «Качества и эмоции при различных типах семейных отношений»– Приложение 2), пользуясь колесом Плутчика.

Слайд 15

Тип

Краткая характеристика

Формируемые качества

Преобладающие эмоции

Сотрудничество

Общие цели и задачи, внимание к чувствам другого, поощрение инициативы

 

Все положительные качества: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь, уверенность, самостоятельность.

 

 

Интерес, радость, восторг…

Разумная требовательность

Учитываются интересы ребенка, обсуждаются потребности

Совместная организованная деятельность

Диктат

 

 

Подавление инициативы и чувства собственного достоинства

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Страх,

тревога, покорность…

Предъявление чрезмерных требований

Игнорирование интересов и потребностей ребенка

Подчинение деятельности авторитарному члену семьи

Опека

Слепое следование за ребенком

Неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

 

Скука, удовлетворение, лень…

Ограждение от забот, усилий, отсутствие требований

Обеспечение удовлетворения всех потребностей ребенка

Совместная деятельность с учетом, в первую очередь, интересов ребенка

Безразличие

Внимание к собственным чувствам, независимое существование

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании.

Обида,

тревога,

осторожность...

Отсутствие каких-либо требований

Безразличие к потребностям ребенка, внимание к своим интересам

Отдельно организованная деятельность членов семьи

  1. Упражнение в парах «Заинтересованные фразы».

Обучение навыкам использования поддерживающих фраз.

- Чтобы оказывать ребенку поддержку, заботиться о том, чтобы он мог справляться с нежелательными эмоциями, важно помнить, что вызывает у ребенка неприятные эмоции:

1) Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).

2) Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку,неуверенному в собственных силах либо не способному им соответствовать в силу природных особенностей и способностей.

3) Противоречивость требований родителейи педагогов.

4) Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны (в психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому).

5) Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

Слайд 16

- Давайте с вами посмотрим, каким образом мы можем оказывать своему ребенку поддержку. Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки.Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей.

- Вам необходимо найти фразы, которые поддержат ребенка, будут говорить о вашем внимании к чувствам (Приложение 3).

Слайд 17

Если вы слышите

Обязательно скажите

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Все кажется таким безнадежным...»

 

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Всем было бы лучше без меня!»

 

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Вы не понимаете меня!»

 

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

  1. Рекомендации.

Расширить представления родителей о способах взаимодействия с детьми.

- Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления. По-настоящему счастливтот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладатьэмоции, которые хочется сохранить. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие уверенно идти по жизни. Как мы с вами видели, напсихическоестановление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье.

- Дома вы ознакомитесь с памяткой «Родителям: о здоровье, интересе, пользе и важности», где также найдете рекомендации книг, которые будут вам полезны (Приложение 4).

При наличии времени можно посмотреть фрагмент лекции Л. Петрановской«Как эмоциональное состояние пап и мам влияет на ребенка».

Слайд 18

 

  1. Домашнее задание.

Содействовать общению родителей с детьми.

- И чтобы вы почувствовали себя немножко детьми и окунулись в обучающий школьный мир, предлагаю вам домашнее задание: найдите время пообщаться с ребенком и предложите продолжить фразы:

- «В моей семье мне нравится…»,

- «В моей семье я бы сделал по-другому…»

Слайд 19

 

  1. Рефлексия «Облако слов».

Подведение итогов занятия.

- Завершить сегодняшнюю встречу предлагаю следующим образом: каждый из вас подходит к доске (флип-чату) и записывает 1-2 фразы, которые относятся к теме нашей встречи. Например, радость, поддержка. Таким образом мы с вами создадим облако слов.

- Хочу пожелать вам терпения, внимания, оптимизма и мудрости в воспитании детей!

Слайд 20

 

Список использованных источников:

  1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
  2. Кузьмишина, Т.Л., Амелина, Е.С., Пермякова, А.А., Хохлова, Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] / Т.Л.Кузьмишина и др. // Детская психология. – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/articles/id/32545.php. – Дата доступа: 15.03.2022.
  3. Шнейдер, Л.Б.Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога / Л.Шнейдер// Школьный психолог. – 2009. – №20. – С.20-26.
  4. Семейная педагогика. [Электронный ресурс] / Студопедия. – Режим доступа: https://studopedia.su/7_1327_lektsiya---semeynaya-pedagogika.html. – Дата доступа: 15.03.2022.

 

Приложение 1.

«Колесо эмоций» Роберта Плутчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

«Качества и эмоции при различных типах семейных отношений».

 

Тип

Краткая характеристика

Формируемые качества

Преобладающие эмоции

Сотрудничество

Общие цели и задачи, внимание к чувствам другого, поощрение инициативы

 

Все положительные качества: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь, уверенность, самостоятельность.

 

 

Интерес…

Разумная требовательность

Учитываются интересы ребенка, обсуждаются потребности

Совместная организованная деятельность

Диктат

 

 

Подавление инициативы и чувства собственного достоинства

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Страх…

Предъявление чрезмерных требований

Игнорирование интересов и потребностей ребенка

Подчинение деятельности авторитарному члену семьи

Опека

Слепое следование за ребенком

Неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

 

Скука…

Ограждение от забот, усилий, отсутствие требований

Обеспечение удовлетворения всех потребностей ребенка

Совместная деятельность с учетом, в первую очередь, интересов ребенка

Безразличие

Внимание к собственным чувствам, независимое существование

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании.

Обида...

Отсутствие каких-либо требований

Безразличие к потребностям ребенка, внимание к своим интересам

Отдельно организованная деятельность членов семьи

Приложение 3.

 

 

«Ненавижу учебу, класс...»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Вы не понимаете меня!»

«Я совершил ужасный поступок...»

«А если у меня не получится?»

 

Приложение 4.

Информационный материал для родителей.

 

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

(для родителей учащихся ІІ класса).

 

Родительское собрание.

Цель:расширение представлений родителей о здоровом образе жизни детей младшего школьного возраста, их роли в сохранении и укреплении здоровья детей.

Задачи:

  • расширить когнитивный арсенал родителей об основных правилах здорового образа жизни детей младшего школьного возраста;
  • содействовать пониманию родителями значения ЗОЖ в развитии здоровой личности;
  • формировать навыки осознанного подхода к воспитанию ЗОЖ детей младшего школьного возраста.

План проведения родительского собрания:

  1. Введение в проблему. Вступительное слово учителя.

Предлагаю определить тему нашего собрания.Известно всем давным-давно, что есть у нас огромное богатство. Оно человеку с рожденья дано. Кто-то из Вас уже догадался, что это за богатство?Для каждого родителя дороже всех сокровищ на Земле здоровье родного ребёнка:«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека в обществе» (П. Фосс). Поэтому создание условий здорового образа жизни ребенка, выделение основных направлений ЗОЖ, развитие здоровой личности учащегося начальной школыявляется предметом обсуждения на родительском собрании.

Тема:«Главные правила здорового образа жизни». Родительское собрание проводится в интерактивной форме. Будет организована работа в группах по обсуждению правил ЗОЖ, роли родителей в обеспечении здорового образа жизни, результатов анкетирования проблем ЗОЖ, определениипутей взаимодействия учителя с родителями по развитию здоровой личности учащихся начальных классов.

Учитель знакомит с целью и задачами проведения родительского собрания, обращая внимание родителей на тот факт, что стратегическая цельпроводимой государственной политики –войти в число первых стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала. Наши дети – это наше будущее.

II. Основная часть родительского собрания.

1этап. Актуализация и обогащение представлений родителей о здоровом образе жизни.Используется метод незаконченного предложения. Учитель предлагает родителям дополнить фразу: «Здоровый образ жизни для меня – это……». Родители отвечают, дополняя предложение. Записываются все ответы и группируются по смысловому содержанию. Затем происходит оценка и анализ, акцентируется внимание на основных направлениях здорового образа жизни:

  • прежде всего, это режим дня. Рациональный режим дня – целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности;
  • соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей детей;
  • обеспечение полноценного, соответствующего гигиеническим требованиям, питания;
  • соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма;
  • здоровый сон;
  • исключение из жизни саморазрушающего поведения/вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т. д.);
  • достижение душевной, психической гармонии в жизни и др.

После обсуждения ответов и выделения основных правил ЗОЖ учитель акцентирует внимание родителей на сам термин «ЗОЖ».

Образ жизни рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека.В настоящее время доказано, что изсуммы всех факторов, влияющих на состояние  здоровья человека, 50-55% приходится на образ жизни(ВОЗ). Дать точную формулировку понятия «здоровый образ жизни» достаточно сложно. Существуют следующие его варианты. Здоровый образ жизни ‒ это сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнедеятельности и работоспособности, на достижение активной продолжительности жизни (определение ВОЗ).

Вывод. Формирование здорового образа жизни детей начальной школы ‒ актуальная деятельность по сохранению и укреплению здоровья.

2 этап. Моделирование здорового образа жизни детей начальной школы. Работа в микрогруппах.

1-я микрогруппа. Тема:«Режим дня учащегося 2 класса».

Цель:организация, соответствующего возрастным особенностям распорядка суточной деятельности.

2-я микрогруппа. Тема:«Создание меню на день для учащихся 2-го класса».

Цель: обеспечение ребенку полноценного, соответствующего гигиеническим требованиям, питания;

Презентация в помощь «Правильное питание – залог здоровья» –

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_na_temu_pravilnoe_pitanie_zalog_zdorovya-128725).

3-я микрогруппа.Тема: «Вредные привычки детей начальной школы».

Цель: определение общих позиций по профилактике вредных привычек в начальной школе. Обсуждение фрагмента видео «Вредные привычки» –(vk.com›video-199542787_456239171).

4-я микрогруппа. Тема: «Закаливание организма. Соблюдение правил личной гигиены».

Цель: обогатить представления родителейо необходимости соблюдения гигиенических правил детьми.

Игровой момент. Учитель предлагает вынуть из конверта цветные полоски бумаги. В конверте полоски четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Затем родители распределяются в микрогруппы в соответствии с обозначенным цветом. Озвучиваются темы для разработок.

Родители получают бланки с информацией о главных правилах ЗОЖ, а также вопросы, которые помогут определить основные моменты каждого направления ЗОЖ, будут способствовать обогащению представлений родителей о ЗОЖ.

ПРАВИЛО 1. Необходим организованный режим дня.

Информация на бланке. Режим дня школьникапозволяет сохранять высокий уровень работоспособности.Режим дня должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.Грамотное распределение времени на режимные моменты рассматривается как профилактика переутомления. Переутомление − крайняя степень утомления.У ребенка наблюдается упадок сил, ведущий к психическим нарушениям (бессонница, неврозы, снижение аппетита), ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм.Родителям следует запомнить, что в течение дня работоспособность ребенка повышается с 10 до 12 ч,а снижается с 14 до 16 ч, вновь повышается с 17 до 19 ч., затем опять резко снижается.Умственная работоспособность изменяется и в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг ‒ высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху.Эти данные о продуктивности деятельности помогут родителям предотвратить переутомление детей.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. Каково значение режима дня для учащихся начальной школы?

2. Поясните на примерах влияние режима дня на самочувствие ребенка.

3. Приведите примеры режима дня в выходные дни.

ПРАВИЛО 2.Личная гигиена. Закаливание организма.

Информация на бланке.Личная гигиена это, прежде всего, уход за кожей, уход за волосами, уход за полостью рта, а также специальный уход за зубами.

К личной гигиене относятся и вопросы половой гигиены, гигиены быта –поддержание чистоты в доме, уход за одеждой, бельем, обувью и постельными принадлежностями.

Правила гигиены.

Личная гигиена включает и элементы закаливания организма, элементы физической культуры. При закаливании обычно используют природные факторы: воздух, воду, солнце.

Воздушные ванны – самая легкая форма закаливания. Они стимулируют обмен веществ, мобилизуют защитные силы, улучшают сон. Необходимо проветривать помещение 4-5 раз в день, по 10-15 минут, а также проводить время на воздухе 3-4 часа.

Солнечные ванны − умеренные дозы ультрафиолета, повышают защитные силы организма. Но злоупотреблять солнечными ваннами нельзя.

Закаливание водой – плавание, обливания, купание в море, контрастный душ. Купание – это замечательное средство укрепления, закаливания организма, профилактики простудных заболеваний. После купания сосуды расширяются, мышцы расслабляются. Альтернативой купанию могут стать: влажные обтирания, контрастные души. Контрастный душ − чередование высоких и низких температур –тренировка иммунной системы.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. В чем сущность личной гигиены и каково ее значение в сохранении здоровья?

2. Поясните на примере воспитания своего ребенка влияние процедур закаливания на состояние здоровья.

3. Приведите примеры личного опыта по уходу за кожей детей.

ПРАВИЛО 3. Полноценное, соответствующее гигиеническим требованиям, питание.

Информация на бланке.В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа. Первым принципом является постоянство приемов пищи по часам суток.

Вторым принципом является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и даже опасно для здоровья ввиду слишком большого количества одномоментно потребляемой пищи. Ребенку рекомендуется четырехразовыйили пятиразовый прием пищи и промежутки между приемами не должны превышать 3,5ч, в результате чего создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат.

Третьим принципом режима питания является максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен доставлять организму ребенка белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества в рациональном соотношении.Наилучшим соотношением белков, жиров, углеводов является соотношение 1:1:6 − для детей; 1:1:4 − для взрослых.

Четвертый принцип режима питания заключается в правильном физиологическом распределении количества пищи по её приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед − несколько более трети и на ужин − менее трети.Пища не должна быть холодной, так как оптимальная температура работы пищеварительных ферментов составляет 37–38 С и холодная пища долго не переваривается в желудке.

Пятый принципрежима питания − безвредность пищи, отсутствие в ней токсических веществ и патогенных бактерий.

Питание – один из важных факторов, от которых зависит состояние здоровья и работоспособность организма. Основными пищевыми веществами, необходимыми для жизнедеятельностиорганизма, являются белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода.Белки служат материалом для построения клеток, тканей и органов. Белки выполняют и энергетическую функцию. По калорийности они должны составлять 13 % суточной энергоемкости пищевого рациона. Жиры обладают большой энергоемкостью – 1 г жира при окислении дает 9 ккал. Они должны обеспечивать 33 % суточной энергоемкости пищевого рациона. Углеводы — основной источник энергии для организма, и хотя при окислении 1 гуглеводов выделяется только 4 ккал, углеводы должны составлять 54 % энергоемкости суточного пищевого рациона. Витамины не имеют энергетического значения. Это биологически активные вещества, регулирующие обмен веществ и разносторонне влияющие на жизнедеятельность организма. Недостаток витаминов приводит к гиповитаминозу, а их полное отсутствие – к авитаминозу, что сопровождается резким нарушением функций организма (рахит, нарушение роста и т. д.).Минеральные вещества и микроэлементы (кальций, фосфор, калий, натрий, железо, йод) регулируют кислотно-щелочное состояние организма, нормализуют водно-солевой обмен. Вода –наиболее важная составляющая часть пищевого рациона, так как все биохимические процессы в клетках организма протекают в водной среде. Недостаток воды организм переносит значительно хуже, чем недостаток других пищевых веществ. Потеря организмом более 10 % воды угрожает его жизнедеятельности.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. Можете ли Вы утверждать, что у Вас в семье сбалансированное питание?

2. Назовите любимое блюдо Вашего ребенка. Ответьте на вопрос, почему оно любимое?

3. Каковы основные принципы рационального питания?

Учитель дополняет обсуждение, обращаявнимание на гигиену питания. Некачественная пища, содержащая консерванты, стабилизаторы, красители, разрыхлители и т.д., а также продукты с высоким содержанием сахара ослабляют иммунитет. Дефицит витаминов и микроэлементов. Особенно важны для полноценной работы иммунитета минералы цинк и селен, витамины А, С, группа витаминов В. Антибиотики понижают иммунитет организма на 50-75%.Родителям следует помнить, что режим питания соответствует распорядку дня, связанному с учебной деятельностью, соответствует возрасту и индивидуальным особенностям развития.

Рекомендации к здоровому питанию (информация для родителя).

1) Здоровое питание в основном основывается на растительной пище, которая разнообразна и питательна.

2) Богатая крахмалом пища должна составлять более половины объема поглощенной энергии.

3) Овощи и фрукты должны составлять более 7 % энергии, выбор должен быть разнообразным и в основном из местных продуктов.

4) Мясо, если его есть, должно составлять менее 10 % от потребляемой энергии.

5) Потребляемые молоко и молочные продукты должны быть нежирными.

6) Жиры должны составлять только 15-30 % от потребляемой энергии.

7) Потребление соли должно быть менее 6 грамм в день.

8) Ешьте разнообразные продукты, а не добавки одного и того же.

ПРАВИЛО 4. Полноценный сон.

Информация на бланке.Сон является составной частью режима дня, способствует восстановлению душевных и физических сил. Нормальный сон имеет две биологически отличные фазы, незаметно меняющиеся одна на другую. При засыпании сначала наступает фаза медленных движений глаз. Потом наступает фаза глубокого сна с полной мышечной релаксацией, исключая глазные мышцы, которые вызывают быстрые движения глаз. Обе фазы в течение ночи неоднократно чередуются. Рекомендуем вечернюю прогулку. Онапоможет крепкому сну. Перед тем как лечь спать, желательно принять теплую ванну (на 10-15 мин) и постараться полностью расслабиться.

Родителям следует учитывать индивидуальный тип суточных биоритмов работоспособности: «совы», «жаворонки» и «голуби» («аритмики»). «Совы» − утомленные утром, их работоспособность более высока вечером, также их сон отмечается гибкостью структуры. «Жаворонки» − возбуждённые утром, утомленные вечером. Они ложатся спать в среднем на 1,5 часа и встают на 2 часа раньше «сов», их сон более стабилен и глубок. Таким образом, «жаворонки» рано встают, рано ложатся и наиболее работоспособны в первую половину дня, а «совы», наоборот, поздно ложатся и поздно встают, работоспособность у них высокая вечером. У «голубей» («аритмиков») нет четко выраженных пиков работоспособности. Они занимают промежуточное положение, являясь самым нежелательным для здоровья хронотипом.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. Можете ли Вы сказать, что у Вашего ребенка хороший сон?

2. Сколько часов спит Ваш ребенок в будний день, в выходной день?

3. Соблюдает ли Ваш ребенок режим сна? Ложится и просыпается в одно время.

Учитель дополняет, обращая внимание на гигиену сна.

Для спокойного сна нужна и хорошая удобная кровать, рационально сконструированная и правильно поставленная. Качество сна зависит от положения спящего. Согласно проведенным исследованиям, спится лучше, если человек лежит головой к востоку. Важное условие освежающего сна – хорошо проветренное помещение. Необходимо его проветривать перед тем, как лечь. Свежий воздух улучшает качество сна и одновременно является средством закаливания.Необходимо строго соблюдать время сна.Не менее важно соблюдать время подъема, учитывая при этом возможность выполнения всех утренних процедур.

ПРАВИЛО 5.Двигательная активность.

Информация на бланке.Здоровый образ жизни предполагает оптимальную двигательную активность человека.Для организма двигательная активность – это физиологическая потребность. Без достаточного объема движений организм ребенка начальной школы не может накапливать энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Наиболее оптимальным для воспитания потребности в физическом развитии является период − с 7 до 12 лет. В это время формируются физические качества и координационные способности ребенка, закладывается осознанная потребность в двигательной активности.Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Занятие физической культурой способствует улучшению ориентации ребенка в пространстве, улучшаются процессы мышления, памяти, концентрации внимания. Особое значение имеют утренние физические упражнения – зарядка.

Включение механизма активного отдыха, способствует более быстрому восстановлению сил, затраченных при обучении в школе.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. Опишите взаимосвязь досуговой активности и состояния здоровья ребенка.

2. Для чего нужна утренняя зарядка?

3. Какое влияние оказывает гиподинамия на состояние организма ребенка?

Учитель дополняет, обращая внимание на требования к физической нагрузке.Физическая нагрузка должна носить оптимальный индивидуальный характер для каждого ребенка. Иметь такие характеристики, как: постепенность, последовательность, повторность, систематичность.

ПРАВИЛО 6. Профилактикавредных привычек.

Информация на бланке. Важным фактором, нарушающим здоровье, снижающим качество и продолжительность жизни, являются вредные привычки.Следует обратить внимание на тягу детей к спайсам, которые представляют собой курительную смесь, включающую в свой состав многообразные компоненты. Некоторые компоненты (их меньше всего) считаются неопасными, другие же (которых большинство) отнесены к веществам наркотического ряда. C 2010 года Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами «Спайс», внесены в «Список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях». Обратите внимание на новую субкультуру Вейперы –курильщики электронных сигарет. Они чрезвычайно популярны среди детей и подростков и способствуют распространению табакокурения среди них. В Беларуси, по данным Национального статистического комитета курит 26,7% населения. Более 50% населения подвергается ежедневному пассивному курению табака. В Республике Беларусь действуют Приказы Министерства здравоохранения «О запрещении курения» № 97-А от 01.04.2008 г. Штраф за курение в Республике Беларусь в запрещённых местах − от 10 до 30 базовых величин.Уважаемые родители, пример поведения является самым эффективным средством здорового образа жизни.

Советы родителям.

Когда Вы бросите курить, с Вашим организмом произойдут значительные изменения:

• через 20 минут после последней сигареты артериальное давление нормализуется, восстановится сердечная деятельность, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней;

• через 8 часов нормализуется содержание кислорода в крови;

• через 2 суток усилится способность ощущать вкус и запах;

• через неделю улучшится цвет лица;

• через 1 месяц явно станет легче дышать, исчезнут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель;

• через 6 месяцев восстановится сердечный ритм, почувствуете желание жить и работать;

• через 1 год риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину;

• через 5 лет значительно снизиться вероятность умереть от рака легких;

• через 15 лет уменьшиться риск развития онкологических заболеваний в целом.

В детском и подростковом возрасте разрушительное действие алкоголя происходит ускоренными темпами. Молодой, развивающийся организм в 6-8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к хмельным напиткам. Установлено, что употребление спиртного в детском и юношеском возрасте приводит к алкоголизму почти в 80% случаев.

Учитель дополняет, обращая внимание на политику государства в сферепрофилактики вредных привычек. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на V Всебелорусском народном собрании, нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания. Эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа Беларуси.

Вопросы для обсуждения.

1. Обсуждение в группе видеоурока: «Вредные привычки и их влияние на здоровье» -(vk.com›video-199542787_456239171).

2. Поясните, как влияют на состояние здоровья вредные привычки.

3. Каково влияние особенностей родительского поведения на отношение ребенка к здоровью. Приведите примеры личного опыта.

4. Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?

Ш. Итоги работы в группах.

Выступают спикеры с анализом главных правил здорового образа жизни в начальной школе. Особое внимание уделяется примерам личного опыта в воспитании здорового образа жизни.

Подведение итогов родительского собрания.

Учитель напоминает цель собрания и предлагает родителям оценить, насколько она оказалась достигнутой.

Рефлексия. Родителям предлагается дополнить высказывания.

Я понял…….   Я почувствовал………….

Я узнал…………Я пересмотрел…………. Я удивился……………..

Я определил для себя………….Я познакомился……..

Я осознал………….Я открыл для себя………

Самым главным для меня сегодня было………

Список использованных источников:

  1. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 322 с.
  2. Ермоленко, И.А. Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся: методические рекомендации / И.А. Ермоленко. — Витебск : «Витебский областной институт развития образования», 2021. — 57 с.
  3. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Трикса, 2018. – 420 с.
  4. Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. средн. образования / Е.И. Луговцова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.
  5. Михалевич, П.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций. В2 ч. Ч.1 / П.Н. Михалевич, П.А. Савчук, Н.С. Сердюченко. ‒ Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. ‒ 720 с.

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ»

(2-й класс, 1-я четверть).

 

Цель:способствовать организации сотрудничества родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, значимость и действенность поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

Задачи:

1. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.

3. Отработать с родителями воспитательные и психологические приемы поддержки учебной деятельности ребенка.

4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

 

Форма проведения: круглый стол, работа в микрогруппах.

Оборудование: слайдовая презентация на тему, памятки родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.

 

Ход собрания:

Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.

Введение в тему собрания.

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она по лесу, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.

Педагог: Родителями не рождаются, ими становятся, и, заметьте, добровольно. Желание родителей – воспитать своих детей так, чтобы потом за них не было стыдно, толкает взрослых на поиски, размышления, споры по вопросам воспитания и обучения. Родители – первые и главные воспитатели ребёнка. Ведь не зря народная мудрость подмечает: яблоко от яблони не далеко падает, он сын своего отца, впитал с молоком матери. Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник. Вершиной треугольника является, конечно же, ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелёгком деле.Но некоторые родители считают, что, отправив ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа.

Вспомните мораль известной басни Крылова «Лебедь, рак и щука»:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

А выйдет из него не дело, только мука.

Отсюда вывод: нам стоит объединить усилия для того, чтобы ребёнок хорошо учился в его «втором доме» – школе.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача вместе с учителем – научить детей правильно учиться. Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.

Родительская поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, поддерживает его при неудачах.Наибольшего успеха в учёбе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой.Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности, мы должны знать, как это делать.

Перед родительским собранием педагог проводит предварительную работу: анонимное анкетирование родителей и учащихся, обработку анкет.

Анкета для родителей.

(Отметьте, только, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы).

1. Какие отметки ты сегодня получил?

2. Что вы делали в школе?

3. Какие занятия были самые интересные?

4. Тебя сегодня спрашивали?

5. Тебе делали замечание?

6. Что ты узнал сегодня нового?

7. С кем ты из ребят сегодня играл?

Анализ анкет для родителей.Какой вопрос чаще всего задают родители своим детям?

Анкета для учащихся.

1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?

2. Как долго ты выполняешь домашнее задание (1 час, 2часа, 3 часа)?

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

4. Какие предметы ты готовишь с трудом?

5. Кто помогает тебе готовить уроки?

6. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Анализ анкет для учащихся.

Как правило, большинство родителей спрашивают: «Какие отметки ты сегодня получил?». Контроль над домашним заданием не должен ограничиваться только одним вопросом, родители должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ребенку включиться в учебный процесс. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  1. организация режима дня;
  2. контроль за выполнением домашних заданий;
  3. приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.

 

2. Контроль за выполнением домашних заданий.

Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю.

Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать, как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

В каком порядке следует учить уроки?

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая бы погода ни была;

- какие бы ни шли телепередачи;

- чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо.Оправдания невыполненным урокам быть не может. Длявыработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

 

3. Направление помощи – приучение к самостоятельности.

Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребёнок напишет, например, строчку, а затем отвлечётся и начнёт рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш и т.д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на них, учится распределять свои занятия по времени.

При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдетих сам. Не давайте готового ответа на их вопросы.При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки.В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Правила, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
  • Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте.
  • Научить ребёнка думать – главная обязанность родителя!

Решение проблемных ситуаций.

Предлагаю вам разделиться на двеилитри рабочие группы (это можно сделать заранее, предложив родителям выбрать листочки трех или двух разных цветов, в зависимости от количества родителей) и проработать ситуации, разрешение которых вызывает у родителей затруднения.

1-я группа.Ребенок не справился с заданием на уроке. Ваша модель поведения в этом случае? Разработайте правила, которые помогут в ликвидации неуспеваемости ребёнка.

2-я группа.Ребенок не хочет выполнять домашние задания. Что необходимо предпринять в этом случае, чтобы помочь ребенку с выполнением домашних заданий?

3-я группа. Ребенок не любит читать и плохо читает, от этого возникает множество проблем в школе. Как приучить ребенка к чтению? Попробуйте составить программу или разработать приемы приучения детей к чтению.

 

Выслушивается решение, которое предлагает 1-я группа.

После выступления каждой группы педагог даёт рекомендации родителям.

Рекомендации родителям по ликвидации неуспеваемости:

1. Не стоит наказывать ребенка за то, что он не справился с заданием, ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.

2. Покажите, что вы расстроены его неудачей, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.

3. Расспросите ребенка о причине невыполнения задания. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.

4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), с которым он не справился. Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком пробелов в знаниях.

5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.

6. Не забывайте интересоваться у учителядальнейшими успехами ребенка.

7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не допустит таких ошибок. Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.

8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.

Вывод:только вместе с родителями ребенок сможет достичь ситуации успеха. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.

 

Решение, которое предлагает 2-я группа.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:

1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.

2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.

5. Необходимо наличие перерывов в работе.

6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Вывод:только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.

Решение, которое предлагает 3-я группа.

Как привить интерес к чтению?

1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.

3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи.

4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).

5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).

6. Чаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.

7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.

8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.

9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.

10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.

В ы в о д:только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.

Тестирование родителей.

Тест «Жизнь ребёнка и его успехи в школе».

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1. Я развиваю в своём ребёнке положительное восприятие его возможностей и способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
  3. Я приучаю ребёнка решать свои проблемы, принимать решения самостоятельно.
  4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов.
  5. Я не отказываю ребёнку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.
  7. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и тоже дело.
  8. Я приветствую и общение моего ребёнка с друзьями.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка.
  10. Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня.

Оценка теста.

Посчитайте количество ответов «да».

Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

Разделите полученную сумму на 10, получите среднеарифметическое число.

1-й уровень (1 – 0,7 балла).

Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ваш ребёнок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и со сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.

2-й уровень (0,6 – 0,4 балла).

У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка.

Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ваш ребёнок общается со сверстниками?

Мы уверены, что ваши размышления помогут определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (0,3 – 0 баллов).

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, мешаете его возможностям приобретения социального опыта.

Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

Мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас –родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.

РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!

Итог работы:

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

 

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

 

  1. Проверьте правильно ли организовано рабочее место.
  2. Всё должно быть на своих местах.
  3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  4. Сформируйте привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
  6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  7. На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.
  8. Вслух читайте задание, упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.
  9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  10.  Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  11.  Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.
  12.  Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
  13.  Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.

Разделы сайта