Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ОНУФРИЕВСКИОГО МОНАСТЫРЯ КАК ЦЕНТРА ДУХОВНОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ОНУФРИЕВСКИОГО

МОНАСТЫРЯ КАК ЦЕНТРА ДУХОВНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                                            Как песня, храм струится в высоту

                                                                                                                           Он рвется ввысь торжественно и строго,

                                                                                                                           Певучей силой камень окрылен

                                                                                                                           Для Бога он иль не для Бога строен?...

В. Шефнер

Многие годы, люди, проезжающие по дороге из Мстиславля в сторону районного города Кричева, видят руины древнего Онуфриевского монастыря. На месте алтаря внутри разрушенного храма сегодня растут деревья и гуляет ветер…

Еще недавно через Онуфриево проходила вымощенная булыжником дорога, обрамленная старыми ивами. Через реку Натопу вел сработанный плотниками бревенчатый мост, а слева от него стаяла небольшая водяная мельница. Даже в наши дни это место таит в себе обжитую капитальность и очаровывает древность. Здесь легко погружаешься в озера памяти местных старожилов, и новые детали и противоречия только увеличивают волнующую ауру вокруг Онуфреи. Но из наполовину придуманных историй всплывают уже рациональные вопросы.

Как в такой глуши появилась такая замечательная по своим архитектурным формам церковь?

Цель моего исследования: изучение истории духовности Онуфриевского монастыря.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу, исторические источники, Интернет.
  2. Выяснить, почему Онуфриевскую церковь называют польским монастырем и куда он подевался.
  3. Какие высокие церковные сановники здесь жили.

Предмет исследования: исторические источники, литература.

Гипотеза: Онуфриевский монастырь являлся центром административной территориальной  церковной единицы, резиденция высших духовных лиц.

Православие, католицизм, униатство — все нашло отражение в истории религии. По–разному складывались за столетия отношения между конфессиями, которые, конечно же, между собой соперничали и даже боролись за новых приверженцев, за умы и души людей. Но бесспорно: каждая из церквей внесла свой заметный вклад в развитие культуры и духовности Мстиславской земли, придав ей своеобразия и уникальности.

Судьба древнего Онуфриевского монастыря, о котором пойдет речь, складывалась без нас, но мы сопричастны с ей, находясь вместе с ней в сегодняшнем времени. Знание прошлого древней обители может быть мерилом в оценке того, кто мы сами и для чего мы здесь.

Для написания данной работы мной была изучена и проанализирована информация, размещенная в журнале “Спадчына”  за 1994, №5, труды Чистовича И., Ткачева М.,  итсторически-документальные хроники городов и районов, архивные документы, а также использовалась информация Интернет-ресурсов.

1. «ПОЛЬСКИЙ» СЛЕД В ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

Первые известия об Онуфреи относятся к 1380 году, когда Мстиславский князь Лугвений Симеон основал здесь православный монастырь. Для материального обеспечения монахов князь записал за монастырем деревню с подданными на реке Непоти (Натопе) [1, с. 102]. Сын Лугвения Симеона князь Юрий в 1453 году вместе с женой Софьей увеличил отцовский фундуш монастырю, записав за Онуфреей деревни Головчино, Коляников и Комаровичи с подданными  Следующий Мстиславский князь Иван Юрьевич дважды в 1468 и в 1483 году увеличивает пожалование своего отца и деда, приписав к фундушу монастыря село Гостынь и другую собственность [1, с. 103]. Единственное условие фундаторов у монастырю заключалось в том, чтобы монахи постоянно молились за Мстиславскую княжескую династию и их близких.

Никаких известий об Онуфриевском монастыре в XV века обнаружить больше не удалось и его история более чем столетие скрывается за завесой тайны. В конце XVI века Онуфрея была передана королем Сигизмундом III в управление князю Богдану Озерецкому-Друцкому, который обещал вступить в «сан духовный». Очевидно до этого времени монастырь оставался в православии. А после того, как князь Богдан отказался принять монашеские обеты, судьбой монастыря распорядился канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега. Сей государственный муж соединил его в одно управление с униатским Черейским монастырем [2, с. 191], подавцом (патроном) которого Сапега считался как потомок князей Друцких [3, с. 150].

 Представляется вероятным, что к началу XVII века в силу пока еще не установленных причин Онуфриевский монастырь также принял унию [2, с. 201]. В 1626 году Онуфрея вместе с двумя другими Мстиславскими монастырями Пустынским и Никольским нагорным по распоряжению Полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича была передана ордену базалиан. В 1632 году монастырь с фундушевыми имениями был передан королем Сигизмундом III в пожизненное  управление епископу П. Корсаку.

В 1650-х гг. Онуфрея появляется в документах как архимандрия, то есть в ранге преларуты для базилианской иерархии. Монастырь приписывается к униатской Смоленской архиепископии, архиепископы которой поочередно получают материальное обеспечение из Онуфреи. В этом отношении с Онуфриевским монастырем можно связать имена первых четырех смоленских униатских архиепископов: Льва Кревзы, Андрея Квасинского-Злотого, Варлаама Козинского и Михаила Пашковского [4, с. 364].  Положение расположенного вблизи от московской границы монастыря в XVII веке не было стабильным.  Конгрегация отцов базилиан, которая собралась в 1652 году в Минске, укоряла Онуфриевского архимандрита в том, что монастырь находится в запустении совершенно без насельников [5, с. 50]. Еще годом раньше территорию, ставшую театрам военных действий, покинул Смоленский архиепископ Андрей Квасинский-Злотый, который после взятия русскими войсками города Смоленска перенес архиепископскую кафедру в Польшу. По Андрусовскому перемирию 1667 года город Смоленск «на вечные времена» был возвращен Русскому государству,  и Смоленская архиепископская кафедра с этого времени стала существовать лишь титулярно. Смоленские архиепископы больше в этом городе никогда не проживали. Их резиденция переместилась в Онуфрею, а в близлежащем Пустынском монастыре решением Замойского собора 1720 года и был устроен кафедральный храм для титулярной архиепископии [5, с. 50]. 

После разорения русско-польской войны, с 1671 года Онуфриевским монастырем управлял Смоленский архиепископ Митрофан Друцкий-Соколинский. Очевидно, что в ходе борьбы базилиан с руководством униатской церкви против разрастания архимандричьих монастырей, которые выходили из-под контроля ордена, Онуфрея на некоторое время утратила статус архимандрии. Так, в 1711 года получая посвящение в архиепископы Смоленские, Михаил Гротус просил у базилиан Онуфрею и дал расписку не переводить монастырь в ранг архимандрии [6, с. 84].  Прежний статус вернулся к монастырю при приемниах Гротуса на кафедре Смоленских архиепископов Леоне Друцком-Соколинском, Стебновском и Лисановском. Последний Смоленский архиепископ Иосиф Лепковский имел резиденцию в Онуфриевском монастыре, где и скончался около 1778 года [4, с. 151]. После смерти Лепковского Онуфриевскую архимандрию получил его племянник Ираклий Лисовский, впоследствии митрополит униатских церквей в Российской империи. После Лисовского Онуфрея оставалась во владении последующих митрополитов Григория Кохановича, а после Иосафата Булгака [7, с. 114].

Владение монастырем на протяжении более чем двух веков монахами ордена Василия Великого или базилианами наводит на «польский» след в истории монастыря. Основанный в начале XVII века в Великом Княжестве Литовском униатским митрополитом Велиамином Рутским орден Василия Великого некоторое время придерживался правил восточного, греческого обряда. Но постепенно в силу различных причин базилиане начали сближаться с римско-католическим обрядом. В их монастырях стали появляться нововведения, заимствование из западного христианства. В литургии, обрядах и культе сближение с римо-католиками выявилось в ином способе отправления литургии (служба была читана тихо) и уделению святых Даров, введению новых богослужений, например, розария, коронки и молитв, латинских культов Божьего тела, Божьей Матери Скорбящей и другое. Появился обычай коленопреклонения и игры на музыкальных инструментах во время богослужения. Изменения произошли и внутри церкви: не делался отделяющий верующих от презбитериума иконостас, кроме главного алтаря, ранее стоящего свободно, а теперь опертого о стену, появились и боковые алтари. Были сделаны конфессионалы и скамейки для верующих. Во время богослужения звучал орган или фисгармония и употреблялись колокольчики. От базалиан нововведения распространились и на церкви белого униатского духовенства. Священники римско-католического обряда часто служили в униатских храмах и наоборот, когда в местности на две конфессии один храм. Верующие двух обрядов – западного и восточного участвовали в богослужениях и процессиях латинского праздника божьего тела и униатского – Благословенного Иосафата, а также в народных религиозных движениях [7, с. 114]. Вместе с такими нововведениями в униатскую церковь пришли польский язык и латынь.

Без сомнения, базилиане являлись элитной часть униатской церкви. Орден отличался тесной корпоративностью и строгой организацией. Вступающий в орден должен был пройти годичное испытание – новициат, после которого брал монашеские обеты, или, как называли в ордене – «слагал профессию» далее духовная карьера профессов напрямую завесила от способностей и образования. В ордене была четко построена система обучения для монахов не только христианским, но и светским наукам. Базилианские монастыри специализировались на преподавании отдельных предметов. В Онуфреи, например, в 1754 году проживал базилианин – профессор риторики, который преподавал свою дисциплину пяти слушателям. Для наиболее способных базилиан были зарезервированы места в папской семинарии в Вильно, Греческой Риме, а также семинарии иезуитов а Брансберге (Германия). Для занятия должностей в ордене базилианин, кроме наличия образования, должен был не менее шести лет заниматься преподавательской деятельностью [8, с. 340].

Хорошая репутация и ученость базилиан ценились в Великом Княжестве Литовском. Их охотно приглашали в качестве духовников крупные землевладельцы, которые строили для базилиан новые монастыри, авали щедрые фундуши. Орден имел большое количество школ для светской молодежи, справедливо подтверждая свой титул ордена в первую очередь образовательного.

Из базилиан рекрутировалась иерархия униатской церкви. Епископы, архиепископы и митрополиты после своего избрания оставались тесно связанными с орденом и отстаивали его интересы. В структуре базалаинских монастырей, откуда происходило назначение на высшие должности в церкви, были и определенные приоритеты.  Можно говорить  о выдвижении в ранг  таких приоритетов в 70-е годы XVIII столетия Онуфреи. По первому разделу Речи Посполитой монастырь оказывается в границах Российской империи и против своей воли попадает в водоворот политической истории этого государства. Вокруг монастыря плетется интрига с целью посадить на архимандрию после смерит престарелого ахимандрита Иосифа Лепковского своего кандидата. В действие ввязывается близкий  к российскому двору римско-католический митрополит Богуш-Сестранцевич, который, используя свои придворные связи, хлопочет о назначении в Онуфрею своего родственника Одинца. Эти планы вызывают тревогу у другого претендента на Онуфрею – настоятеля (супериора) Оршанского базилианского монастыря Ираклия Лисовского. Он ищет поддержки у архиепископа Полоцкого Ясона Смогоржевского, главы униатской церкви на Российской территории. По поводу Онуфреи идет активная тайная переписка. Очевидно, что в какой-то момент Лисовскому удается найти влиятельного покровителя, возможно в лице фаворита Екатерины II светлейшего князя Григория Александровича Потемкина, и архимандрия остается за ним. Известно о последующих дружеских отношениях Лисовского с князем Григорием.

И после Онуфрея не затерялась среди событий конца XVIII столетия. Пользуясь тем, что назначенный митрополитом Полоцкий архиепископ Смогоржевский отбыл за границу и церковь осталась без руководства, Екатерина II для управления униатами назначает специальную консисторию. Императрицей определен ее председатель – Онуфриевский архимандрит Ираклий Лисовский. Новый орган управления располагается в Онуфреи, откуда Лисовский руководит униатской церковью на территории Беларуси, а после третьего раздела Речи Посполитой и на Литве, Украине, Волыни (с 1784 года с сане архиепископа Полоккого). В 1796 году консистория переносится в Полоцк, а в Онуфриевском монастыре остается часть руководства – курия во главе с самим архиепископом Лисовским. Он проживает в своем имении Студенец вблизи Онуфреи до 1803 года, после чего переезжает в давнюю резиденцию митрополитов униатских в Струни под Полоцком.

И после своего избрания в митрополиты Лисовский пожизненно оставался Онуфриевским архимандритом. Его преемники в титуле Онуфриевских архимандритов в монастыре почти не бывали, управляя Онуфреей через наместников.

С 1772 года монастырь находится в составе Российской империи. В 1814 году иго хозяйство передается в военное ведомство для размещения военных поселенцев Елецкого и Полоцкого полков 11-й дивизии. Монастырю приписывают три фольварка: Павловичи, Старина и Шараево [9, с. 117].

В монастыре была библиотека, в которой в 1823 году насчитывалось 228 книг. К монастырю были приписан униатский приход из трех деревень – Слободка, Селец, Головчицы, где проживало около пятисот верующих.

Онуфриевский монастырь имел монахов-наставников для обучения светской и монастырской молодежи. Преподавались здесь русская, польская грамматики, арифметика, рукописание и др. В 1839 году монастырь возвращают православным, а его церковь превращается в приходскую. Сегодня от памятника, что некогда размещался на юго-восточной окраине современного агрогородка Селец, осталась церковь, построенная во второй половине XVIII века из кирпича. Это однонефный храм с алтарной апсидой и высокой пятиярусной башней-звонницей. Церковь – памятник периоду от барокко до классицизма.

2.     ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ОНУФРИИ

 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

Евангелие от Иоанна.

Святой Онуфрий жил в IV веке. Его жизнь известна со слов преподобного Пафнутия, который пошел вглубь египетской пустыни, чтобы найти там людей Божиих и получить от них благословение. Вдруг он увидел человека, страшного видом, нагого и покрытого шерстью, плоть его была истощена аскезой, а белые как снег волосы спускались до земли. Это и был великий пустынник – преподобный Онуфрий. По просьбе, святого Пафнутия он рассказал о себе [10].

Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного.

Господь утешал святого Онуфрия во время его подвига: так, около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников Святых Тайн.

Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось. Святой сказал: "Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему". Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На востоке Беларуси, между Мстиславлем и Кричевом, есть удивительная деревня – Онуфриево. Святое место – в XV веке здесь было явление святого преподобного Онуфрия Великого. Память об этом чуде хранит название деревни – Онуфриево – и руины одноименного старинного монастыря.

Гипотеза подтверждена: Онуфриевский монастырь являлся центром административной территориальной  церковной единицы, резиденция высших духовных лиц.

В 1650-х гг. Онуфрея появляется в документах как архимандрия, то есть в ранге преларуты для базилианской иерархии. Архимандрия – это монастырь, управляемый архимандритом, который является в униатской церкви высшим духовным званием у монахов.

Монастырь приписывается к униатской Смоленской архиепископии, архиепископы которой поочередно получают материальное обеспечение из Онуфреи. В этом отношении с Онуфриевским монастырем можно связать имена первых четырех смоленских униатских архиепископов: Льва Кревзы, Андрея Квасинского-Злотого, Варлаама Козинского и Михаила Пашковского и других видных религозных деятелей.

В XVII веке монастырь передали униатам. В XIX веке – вернули православным. Примерно тогда же была достроена и кирпичная Онуфриевская церковь, руины которой дошли до нас.

В безбожное советское время монастырские постройки отдали под школу, а в храме разместили спортзал. В конце 50-х власти разобрали металлическую крышу храма и здание, памятник архитектуры позднего барокко, стало в буквальном смысле разрушаться на глазах...

Вот уже более полувека руины старинной церкви зарастают бурьяном… В настоящее время монастырь относится к уникальным памятникам истории и культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Юзаф Вольф. Князі на абшарах Вялікага Княства Літоўскага. Спадчына, 1994, №5.
  2. Ваврік М. Наріс розвіткуЧСВВ – Analecta OSBM. Roma, 1797.
  3. Чичтович И. Очерки истории западно-русской церкви. СПб. 1982, ч. 1.
  4. Архив СПбФ ИРИ РАН. Колл. 52, д.317.
  5. Археологический сборник Вильна, 1900, т.12.
  6. Описание документов Архива западно-русских униатских митрополитов. СПб., 1907, т.2.
  7. Труды Киевской духовной академии, 1871,т. 1.
  8. Ткачев М. Замки Беларуси. – Мн., 2002.
  9. Памяць: Мсціслаўскі раен: Гіст-дак. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі/Укл. У.Л. Гасянкоў; Рэд.кал: У.Л. Гасянкоў і інш; - Мн.: Полымя, 1999
  10. https://days.pravoslavie.ru.

Разделы сайта