Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

"Гісторыя праваслаўя. Тут была з'ява Святога Ануфрыя »

«История православия. Здесь было явление святого Онуфрия »

Введение

Все имеет первопричину. История не исключение. Невидимая, но крепкая рука направляет ткацкий челнок, сплетая время, пространство, судьбы и деяния в одно полотно. Все на этом нескончаемом полотне. Его переткать или упрятать человек не в силах. Неутомимо снует челнок, ровно ложатся нити. Все мы: прошлые, настоящие и те, кто будет потом – давно увязаны воедино в одном Горнем Замысле. Как не убрать с полотна его часть, не разрушив всей ткани, так не и вырвать отдельную страницу из общей истории с ее людьми и делами. Судьба древнего Онуфриевского монастыря, о котором пойдет речь, складывалась без нас, но мы сопричастны с ей, находясь вместе с ней в сегодняшнем времени. Знание прошлого древней обители может быть мерилом в оценке того, кто мы сами на этом полотне и для чего мы здесь. Это исследование – попытка из одной точки охватить события нескольких произвольно очерченных периодов нашей истории.

 

1. Религия на территории Мстиславского района

Евангелие от Иоанна.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

Мстиславль – издревле был важнейшим центром белорусской святости, духовной культуры и государственности.

Основатель города – князь Ростислав Мстиславович, из рода Рюриковичей, внук Владимира Мономаха, родоначальник смоленских князей, великий князь Киевский – причислен православной церковью к лику святых. При Ростиславе Мстиславль стал вторым по значимости городом в Смоленском государстве.

В городской архитектуре Мстиславля, как в капле воды, отразилось своеобразие архитектурного наследия Беларуси, традиционная для нашей страны поликонфессиональность и веротерпимость. Ни один город Восточной Беларуси не может сравниться с Мстиславлем по количеству сохранившихся оригинальных памятников архитектуры XVII – XIX столетий – православной, католической, униатской.

Кармелитский костел Успения Божьей Матери внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, является одним из древних памятников города.

Ансамбль иезуитского коллегиума так же внесен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Построенный в XVIII веке, Храм Александра Невского - памятник архитектуры эклектики; Спасо-Преображенская церковь - памятник деревянного народного зодчества.

Жемчужиной Мстиславщины является Успенский Пустынский монастырь, основанный в 1380 году князем Семеном Лугвением.

Монастырь стал местом посещения тысяч паломников, туристов из Беларуси, России, Украины, стран дальнего зарубежья.

Наши современники, помнят имена тех людей, которые когда-то стояли у истоков духовного и культурного богатства, которые жили, трудились, сражались, становились известными в масштабе не только своей страны, но и за её пределами, и, тем самым прославляли
свою Родину.

Семен Лугвений и его сын Юрий покрыли свои имена неувядаемой славой как участники Грюнвальдской битвы (1410 год),  и как защитники православной веры.

Полки под их командованием сыграли ключевую роль в сражении, не отступили под натиском крестоносцев.

В жилах Юрия Семеновича Мстиславского текла кровь двух могущественных династий Восточной Европы: Альгердовичей-Гедыминовичей и московских Рюриковичей. Его мать Мария была родной дочерью Дмитрия Донского.

Из рода Мстиславских князей происходит и белорусская Жанна Д’Арк – Анастасия Слуцкая, принявшая активное участие в разгроме орд крымских татар в начале XVI века.

Город является родиной одного из первопечатников восточных славян – Петра Мстиславца. Петр Мстиславец в 1563 году в Москве и напечатал первую великорусскую датированную печатную книгу – «Апостол».

В настоящее время на территории района расположено 9 православных храмов и 2 костёла.

Всего насчитывается 13 культовых зданий, из которых 9 представляют историческую ценность и имеют статус памятников архитектуры.

В религиозных организациях района осуществляют свою деятельность 8 священнослужителей: 5 православных священников, 1 ксендз, 2 пастора протестантских религиозных общин.

Осуществляют свою деятельность 10 религиозных общин из них семь религиозных общин православного вероисповедания: приход Александра Невского Кафедрального Собора (г. Мстиславль), приход храма Преподобного Максима Исповедника (д. Ходосы), приход Свято-Успенского Пустынского монастыря, приход Свято-Покровской православной церкви (д. Бастеновичи), приход Свято-Ильинской православной церкви (д. Славное), приход Свято-Вознесенской церкви (д. Мазолово), приход храма в честь Тупичевской иконы Божией Матери (г. Мстиславль); одна католическая община Римско-католического прихода Успения Богородицы (г. Мстиславль).

Протестантизм в районе представлен 2-мя направлениями: общиной христиан веры евангельской «Церковь Благодать», церковью Евангельских христиан – баптистов.

Согласно статье 9 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» религиозными общинами создано три воскресные школы.

Православные священники принимают активное участие в общественно-политической жизни района, в торжественных мероприятиях посвящённых государственным праздникам – Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь, фестивале средневековой культуры «Рыцарский фэст», в открытии памятных знаков.

Стало традиционным освящение основных сельскохозяйственных работ при проведении праздников «Зажинки» и «Дожинки».

Священнослужители проводят траурные молебны и литии в честь погибших на поле брани в День памяти воинов-интернационалистов, в День освобождения г. Мстиславля от немецко-фашистских захватчиков, в День Победы, на захоронениях советских воинов.

В настоящее время идет реконструкция Свято-Покровской православной церкви д. Бастеновичи, реконструкция зданий Свято-Успенского Пустынского монастыря.

Новый вид после многолетнего забвения получил Храм в честь Тупичевской Божией Матери.

Большую помощь в реконструкции и ремонте культовых сооружений оказывают предприятия, организации, учреждения, жители района.

2013 год - год 750-летия кончины исторической личности, Великого князя Александра Невского. К имени этого человека Мстиславль имеет прямое отношение, так как имя Александра Невского носит Кафедральный собор г. Мстиславля.

В районе поддержана инициатива капитального ремонта Александро-Невского Кафедрального Собора, памятника архитектуры 19 века.

Благодаря добровольным пожертвованиям жителей района ведутся работы по реставрации здания собора.

Испокон веков символом жизни является свеча. С ней связано множество древних религиозных обрядов, которые существуют и сегодня.

Особую роль играла братская свеча. Жители особых деревень объединялись в своеобразные братства. Одной из традиций было изготовление общей свечи, которая посвящалась святому опекуну деревни. Воск для свечи собирали все участники. Сама свеча имела антропоморфный вид. На протяжении года она находилась в доме одного из участников братства, и в день памяти святого «переходила» к новому хозяину.

Особую значимость «Свеча» получила тогда, когда были закрыты храмы.

Дома, где находились «Свечи» были своеобразными духовными центрами. В этих домах отмечались самые большие церковные праздники, отправлялись таинства и обряды.

В Мстиславском районе обряд «Варваровская свеча » празднуется с 16 на 17 декабря в канун дня святой Варвары. За этим праздником идет ряд других религиозных праздников. Все эти дни составляют целый обрядовый цикл.

Всего в районе действует шесть Варваровских свеч.

Но существует знаменитая на всю Беларусь «Варваровская свеча» деревни Бастеновичи. Этот обряд в 2010 году вошел в список нематериальных историко-культурных ценностей

 

2. В поисках утраченного

Православие, католицизм, униатство, иудаизм — все нашло отражение в Мстиславской палитре веры. По–разному складывались за столетия отношения между конфессиями, которые, конечно же, между собой соперничали и даже боролись за новых приверженцев, за умы и души людей. Но бесспорно: каждая из церквей внесла свой заметный вклад в развитие культуры и духовности Мстиславской земли, придав ей своеобразия и уникальности.

Что касается вероисповеданий, «в Мстиславском воеводстве в XVI веке процветали три оплота православия: Пустынский, Онуфриевский и Николаевский Нагорный монастыри, а в городе было более десятка храмов: соборы Троицкий и Спасский и церкви — Преображенская, Никольская, Ильинская, Богословская, Афанасьевская, Пятницкая, Успенская. Из этих церквей до настоящего времени не сохранилось ни одной», — пишет Краснянский. Одним из важнейших духовных центров стал широко известный Тупичевский монастырь. В начале ХХ века город украшал красивейший православный Николаевский собор. Действовало духовное училище.

Кстати, на плане 1912 года Мстиславль выглядит этаким мини–Нью–Йорком — его улицы пересекаются преимущественно под прямым углом, деля поселение на правильные, четырехугольные по форме кварталы с базаром в центре. Вот только названия улиц — не «первая», «вторая», «третья» и т.д., а заимствованы от расположенных на них или вблизи храмов и монастырей: православных — Афанасьевская, Спасская, Крестовая, Михайловская, Соборная, Монастырская, Пустынская; католических — Кармелитская, Бернардинская...

Александро–Невская церковь находилась на углу Смоленской и Киевской улиц. Ранее на этом месте стояла одна из древнейших церквей города Афанасьевская. В ограде Александро–Невской церкви, сообщает автор, сохранились следы подземного хода, соединявшего когда–то бернардинский монастырь с иезуитским, а по преданию, даже с пустынским монастырем (в 8 верстах от города). Но «ход этот не исследован; ввиду опасного состояния подземного хода и неоднократных попыток молодежи проникнуть в него вход в подземелье закрыт».

«Свято–Троицкая приходская церковь, до 1877 года бывшая Соборной, на настоящем своем месте, по Площадной улице, существует сравнительно недавно — с 1834 года, причем, сильно пострадав от пожара 1858 года, она была возобновлена в нынешнем ее виде в 1865 году; но Свято–Троицкий приход принадлежит к числу древнейших в Мстиславле: церковь во имя Святой Троицы была поставлена во дворе княжеском в 1463 году Мстиславским князем Иваном Юрьевичем и княгинею Иулианиею ...Этот храм, как и сам княжеский двор, находился на холме, лежащем на северо–запад от Замковой горы и отделенном от него глубоким рвом. По имени находившихся на нем Троицкого собора и Николаевского нагорного монастыря холм этот, как уже сказано выше, в актах XVI — XVII веков и в межевой книге города Мстиславля 1783 года называется Свято–Троицкой Николаевской горой».

Как свидетельствует автор очерка, «против Замковой горы, на углу Афанасьевской улицы, расположен красивый каменный костел. Возникновение его относится к началу XVII века. На фасаде его имеется и дата основания. 29 апреля 1614 года Сигизмунд III дал фундуш на содержание «мирских приходских» ксендзов при существовавшем тогда в Мстиславле фарном костеле. В 1637 году при этом костеле был устроен кармелитский монастырь. В первой половине XVIII века и Мстиславский католический приход, и фундуш, ему данный, оскудели, а приходской костел пришел в совершенный упадок, при костеле не было даже настоятеля. В 1746 году Август III решил восстановить приход и отстроил костел заново, приписав его «по причине крайней скудости и недостаточности доходов» к вновь учрежденному им Кричевскому костелу. В конце XIX века костел был заново отделан...»

Отдельная заметная страница Мстиславской истории связана с еврейским населением. «Ввиду того, что еврейское население по численности своей является в городе преобладающим, в Мстиславле имеется 12 молитвенных иудейских домов, или школ: 3 каменных и 9 деревянных и одна каменная синагога, но все они позднейшей постройки. Наибольшей стариной и оригинальностью постройки отличается синагога на Казимировской слободе. Своим своеобразным видом она резко выделяется в ряду других построек и издали бросается в глаза. Время построения ее неизвестно, но старожилы–евреи считают ее очень древней и относят ее возникновение к тому времени, когда евреям селиться на городской земле было еще запрещено (то есть ко времени до 1636 года)». (В.Г. Краснянский)

Вообще, по сведениям Краснянского, более половины населения Мстиславля — иудеи; христиан немногим более 40 процентов, почти исключительно православного вероисповедания; католиков среди городского населения «ничтожное количество».

 «В составе населения Мстиславля преобладающим сословием являются мещане и цеховые, около 80 процентов, и затем крестьяне, около 8 процентов; остальные сословия: дворяне, духовные, купцы, военные — все вместе составляют лишь около 12 процентов. Мещане и крестьяне, отчасти дворяне, составляют коренное население, остальные сословия большею частью являются пришлым элементом. Коренные Мстиславские мещане, крестьяне очень характерны и по своей наружности, и по языку, твердо сохраняющему в себе отличительные особенности белорусского наречия: твердое «р», гортанное «г»... И язык их мало чем отличается от языка актов XVI века. Мстиславские евреи–мещане тоже очень своеобразны: многие из них обелорусились и по наружности, и по языку до такой степени, что их трудно отличить от белоруса мещанина или крестьянина. В городе немало евреев, которые из Мстиславля никуда не выезжали и других городов не видели. В Мстиславле евреям было дозволено селиться на городской земле еще с 1636 года при Владиславе IV, и уже в XVII веке они занимались в городе торговлей».

Даже сто лет назад автор очерка о Мстиславле В. Г. Краснянский искренне сожалел: «Несмотря на то, что Мстиславль существует боле 700 лет, памятников глубокой старины в нем почти не сохранилось. Только Замковая да Троицкая горы, Девичья и Панивойская горки да братские могилы, рассеянные в разных местах города, являются немыми свидетелями былой боевой славы города и всей его исторической жизни».

 

 

3. "Здесь было явление святого Онуфрия". У руин древнего монастыря около Мстиславля вырос храм

На востоке Беларуси, между Мстиславлем и Кричевом, есть удивительная деревня – Онуфриево. Святое место – в XV веке здесь было явление святого преподобного Онуфрия Великого. Память об этом чуде хранит название деревни – Онуфриево – и руины одноименного старинного монастыря.

3.1. Старец вывел юношу к людям и исчез

Православный монастырь в Онуфриево был основан в 1407 году Мстиславским князем Семеном в благодарность о чудном спасении его сына Юрия. В те времена здесь были непроходимые леса и болота, в которых во время охоты юноша потерялся. Несколько дней он отчаянно блуждал по лесу не в силах выбраться, когда ему явился Святой Онуфрий – старец вывел Юрия к людям и исчез… В благодарность на месте явления святого отец Юрия  основал монастырь в честь преподобного Онуфрия Великого.

3.2. Как святыню превратили в руины

Вокруг монастыря вскоре появилась одноименная деревня Онуфриево. В XVII веке монастырь передали униатам. В XIX веке – вернули православным. Примерно тогда же была достроена и кирпичная Онуфриевская церковь, руины которой дошли до нас.

В безбожное советское время монастырские постройки отдали под школу, а в храме разместили спортзал. В конце 50-х власти разобрали металлическую крышу храма и здание, памятник архитектуры позднего барокко, стало в буквальном смысле разрушаться на глазах...

– Крышу храма сняли, потому что она была металлическая – делали из неё грубки (печки), такие буржуйки. И стал рушиться храм, а так по сей день бы стоял, там же такой кирпич! – негодует жительница Онуфриево Янина Григорьева.

3.3. Храм построили всего за пару месяцев!

Вот уже более полувека руины старинной церкви зарастают бурьяном… За это время многие в деревни успели вырасти без Бога и храма. Но верующие Онуфриево не пали духом, собрали около 500 подписей и несколько лет ходатайствовали о возрождении на святом месте церковной жизни. Реализовать их мечту взялся настоятель двух Мстиславских храмов (в честь Силуана Афонского и в честь Тупичевской иконы Божьей Матери – отец Игорь Шнейдер.

– Господь вложил в душу и в ум такой помысел (восстановить в Онуфриево церковную жизнь). Несколько раз здесь проезжал и видел эти руины – сердце обливалось скорбью, что так всё порушено, – говорит отец Игорь.

Средства на строительство храма жителям Онуфриево помогали собрать верующие Мстиславля. Дивным образом церковь удалось построить всего за пару месяцев: в сентябре 2017 года заложили храм, а уже в феврале 2018 года его освятили. Строить церковь помогали монахи Пустынского монастыря, расположенного под Мстиславлем.

– Горецкий лесхоз дал лес. Водоканал сделал сруб. И благодаря отцу Игорю, который всё это взял в свои руки, был построен храм, – рассказывает Янина Григорьева.

Вопроса в честь кого освящать храм не возникло – все эти годы местные верующие продолжали почитать преподобного Онуфрия святым покровителем этих мест. Ежегодно в день его памяти, 25 июня, люди собирались у руин храма и читали молитвы, служили молебны святому Онуфрию.

Храм в честь святого Онуфрия получился небольшим, но очень уютным. Богослужения в нем будут совершаться каждое воскресение и в двунадесятые праздники.

3.4. Молиться и не унывать

Что касается восстановления старинного храма, то отец Игорь призывает молиться и не унывать…

– Если будет на то Божья воля, то будет возрождаться и храм, будет возрождаться и монастырь. Поэтому надо нам молиться и вести духовную жизнь, чтобы Господь сподобил нас возрождать наши святыни, – призывает батюшка.
 

 

4. Что сохранило предание

Святой Онуфрий жил в IV веке. Его жизнь известна со слов преподобного Пафнутия, который пошел вглубь египетской пустыни, чтобы найти там людей Божиих и получить от них благословение. Вдруг он увидел человека, страшного видом, нагого и покрытого шерстью, плоть его была истощена аскезой, а белые как снег волосы спускались до земли. Это и был великий пустынник – преподобный Онуфрий. По просьбе, святого Пафнутия он рассказал о себе.

Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного.

Господь утешал святого Онуфрия во время его подвига: так, около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников Святых Тайн.

Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось. Святой сказал: "Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему". Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения.

 

5. Онуфриевский монастырь

Обрадованный чудесным спасением сына князь Лугвений  в месте явления княжичу святого Онуфрия основал монастырь в честь этого святого, а сам Юрий затем привез сюда образ Святого Онуфрия, в нижней части которого было изображение самого Юрия, который в лесу молится о спасении. Семен Лугвений, его сын Юрий и внук Иван пожертвовали монастырю землю, деревни (Онуфриево, Головчино, Камаровичи и другие) с крестьянами. Затем Онуфриевский монастырь опекал друцкий князь Богдан Озерецкий. В 1594 году король Жигимонт III передал его канцлеру Великого Княжества Литовского Льву Сапеге. В 1630 году монастырь перешел во владение базилианского ордена. Православные монахи покинули места, дарованные князем Лугвением.

С 1772 года монастырь находится в составе Российской империи. В 1814 году иго хозяйство передается в военное ведомство для размещения военных поселенцев Елецкого и Полоцкого полков 11-й дивизии. Монастырю приписывают три фольварка: Павловичи, Старина и Шараево.

В монастыре была библиотека, в которой в 1823 году насчитывалось 228 книг. К монастырю были приписан униатский приход из трех деревень – Слободка, Селец, Головчицы, где проживало около пятисот верующих.

Онуфриевский монастырь имел монахов-наставников для обучения светской и монастырской молодежи. Преподавались здесь русская, польская грамматики, арифметика, рукописание и др. В 1839 году монастырь возвращают православным, а его церковь превращается в приходскую. Сегодня от памятника, что некогда размещался на юго-восточной окраине современного агрогородка Селец, осталась церковь, построенная во второй половине XVIII века из кирпича. Это однонефный храм с алтарной апсидой и высокой пятиярусной башней-звонницей. Церковь – памятник периоду от барокко до классицизма.

 

Заключение

 Многие годы, люди, проезжающие по дороге из Мстиславля в сторону районного города Кричева, видят руины древнего Онуфриевского монастыря. На месте алтаря внутри разрушенного храма сегодня растут деревья и гуляет ветер… Более полувека местные жители молились о возрождении церковной жизни в этом святом месте. И Господь исполнил их мечту. Всего за пару месяцев рядом с руинами монастыря вырос небольшой деревянный храм…

Освящение храма архиепископом Могилевским и Мстиславским Софронием стало настоящим подарком всей деревне к Великому посту.

– По милости Божьей, прошло время лихолетий, и мы можем возрождать наши разрушенные святыни, – отметил владыка. – Мы строим храмы, потому что они нужны людям! Храмы помогают нам стать добрее – в храме через молитву, через покаяние и причащение Святых Христовых Тайн совершается освящение человека, его приближение к Богу.

В настоящее время монастырь относится к уникальным памятникам истории и культуры.

Память святого Онуфрия Церковь празднует 25 июня по новому стилю.

 

Источники  и использованная литература

1. Борисенко Н. Могилевщина– мой любимый приднепровский край. Сб. экскурсий, ч.I-II. – Могилев, 2007. 

2. Краснянский В.Г. Город Мстиславль, его настоящее и прошлое. – Смоленск – Мстиславль, 2016 издание историко-литературного журнала «Странникъ»

3. Кулагин А. Праваслауныя храмы на Беларусi: Эцыклапедычны даведнiк. – Мн.: БелЭн., 2001.

4. Ткачев М. Замки Беларуси. – Мн., 2002.

5. Караткевiч У. Мсцiслау – Мстиславль:  эсэ пра гiсторыю i людзей адной зямлi. – Мн.: Беларусь, 1985.

6. Лыч Л. Гiсторыя культуры Беларусi. – Мн., Экаперспектыва, 1997.

7. Памяць: Мсціслаўскі раен: Гіст-дак. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі/Укл. У.Л. Гасянкоў; Рэдкал: У.Л. Гасянкоў і інш; - Мн.: Полямя, 1999

8. https://www.sb.by/articles/kartina-dostoynaya-kisti-khudozhnika.html

9. https://horki.info/news/9066.html

10. https://days.pravoslavie.ru.

Раздзелы сайта